АКВАДИЗАЙНЕРСКИЙ СТИЛЬ «РЫБНЫЙ ПЕЙЗАЖ»
Название аквадизайнерского стиля «рыбный пейзаж» звучит довольно непривычно, ибо рыбы чаще ассоциируются с натюрмортами, а не являются ключевой частью художественного пейзажа. Тем не менее, такой стиль существует и его изобрел эксперт в области аквадизайна Питер Хискок. В статье, которую мы предлагаем вашему вниманию, речь пойдет об этом стиле.
Типичный рыбный пейзаж, с корягами и камнями. (Фото “Стеф Аквариум”)
Создание рыбного пейзажа подразумевает не просто набор рыб, которые – всегда на виду, удобны в содержании и пребывают в приятельских отношениях со всеми соседями по аквариуму. Рыбный пейзаж - это коллекция специфических рыб, отвечающих определенным требованиям визуальной или практической цели, необходимой для создания аквапейзажа.
РЫБЫ – ДРУЗЬЯ
«Рыбы – друзья» - это цитата из голливудского фильма «В поисках Немо», достаточно точно характеризует принцип выбора рыб, согласно которому рыбы подбираются так, чтобы они дополняли, улучшали дисплей и привносили в его содержание что-то свое. В мире профессионального аквадизайна главным фактором считается художественность исполнения аквапейзажа – это техника, конструирование и мелкие детали, – тогда как мысль о рыбах зачастую приходит с большим опозданием или не приходит вообще. Условия для создания домашнего аквапейзажа являются несколько иными ввиду того, что он со временем меняется, так как представляют собой живую окружающую среду, где рыбы обеспечивают движение, «вдыхающее» в него жизнь. Домашний аквапейзаж – это живая картина, которой можно любоваться часами, поэтому, чем больше в ней жизни, тем лучше.
КОЛИЧЕСТВО РЫБ
Многие специалисты не советуют покупать всех рыб одновременно для заселения нового аквариума, а предлагают делать это частями – понемногу, с перерывом в несколько дней между покупками, чтобы не перегружать новый фильтр продуктами жизнедеятельности рыб. Разумеется, такой подход является правильным, и, тем не менее, в нем кроется опасность перенасыщения аквапейзажа. Зачастую каждая запланированная покупка того или иного вида рыб воодушевляет на спонтанное приобретение также и незапланированных видов, что обуславливается обычным стремлением к разнообразию. В конечном счете, в аквариуме может намешаться такое количество различных видов рыб, что ни один из них не будет выделяться в отдельную группу.
Простота – это признак хорошего вкуса. Зачастую именно простые незатейливые дисплеи с включением всего одного камня или коряги и нескольких видов растений выглядят наиболее эффектно. Такой же результат можно получить и при работе с рыбами: стая из 40 красных неонов смотрится намного эстетичнее, чем набор рыб различной формы, окраски и размеров.
Рыбный пейзаж, где представлен только один вид рыб, – стая красных неонов. (Фото Лисы Брюстер).
СМЕШЕНИЕ ВИДОВ
Разумеется, в рыбный пейзаж можно включить всего один вид рыб, например, большую стаю тетр, но делая так, мы лишаем себя возможности наблюдения за различными рыбами и их повадками, и приобретать при этом ценный опыт. Например, можно содержать в аквариуме горстку интересных видов, предварительно убедившись в том, что каждый из них выполняет в дисплее роль, принципиально отличную от других. Принцип взаимодополняемости с окружающим пейзажем, которым мы руководствуемся при размещении растений в дисплее, можно применять и к рыбам, классифицируя их по внешнему виду и поведению. Крупные виды с контрастной или однородной окраской, живущие в открытой воде, можно считать «образцовыми»; для этой роли хорошо подходят дискусы, скалярии, радужницы и крупные гурами. Такие мелкие рыбы, как тетры или данио являются рыбами «движения»: они формируют большие стаи, плавающие из одного конца аквариума в другой. Кроме того существуют «оригинальные» рыбы, которые обычно прячутся и отыскать в аквариуме их можно только после долгих наблюдений, однако когда они становятся видимыми, неизменно производят хорошее впечатление. Идеальными кандидатами на такую роль являются бычки, акантофтальмусы – и даже пара карликовых цихлид.
Воспринимая рыб, как часть общего дисплея, и отводя им различные роли, мы гарантируем то, что каждая посадка новых рыб будет добавлять в дисплей что-то свое, а не станет разбавлять роль, которая уже кем-то исполняется. Например, добавление группы эритрозонусов к аквариум, наполненный красными неонами, вряд ли привнесет в аквапейзаж что-то новое, тогда как пара яркоокрашенных пестрых карликовых цихлид будет весьма интересно контрастировать с красными неонами.
ВЗАИМНАЯ ВЫГОДА
Выделяемые организмами рыб питательные вещества и углекислота на химическом уровне прекрасно подходят для роста растений. Но рыбы не только обеспечивают растения питательными веществами, они также объедают с их листьев водоросли, тем самым предоставляя доступ к максимально большему количеству света. В свою очередь, растения предлагают рыбам укрытия, хорошие места для охоты, в некоторых случаях пищу, и поглощают опасные загрязняющие вещества, выделяя при этом кислород.
Совместное содержание рыбы и растений является взаимополезным как для тех, так и для других. (Фото Адиля Чаеуки).
СОВМЕЩЕНИЕ РЫБ И АКВАПЕЙЗАЖА
Существует огромное количество интересных видов рыб, которые выделяются либо яркой окраской, либо большими размерами, либо высокой активностью. Однако все эти впечатляющие представители рыбного царства, как правило, должны содержаться в аквариумах, имеющих соответствующие визуальное окружение. Для получения максимального эффекта, аквапейзаж должен быть правильно обустроенным, чтобы гармонировать с рыбами, и соответственно, для создания лучшего аквапейзажа, необходимо использовать правильный набор рыб.
Насыщенный декоративными элементами аквапейзаж с обилием ветвистых коряг или таких высоких растений, как валлиснерия, может прекрасно подойти для медленно плавающих рыб, свободно проскальзывающих через такие декорации. К таким рыбам относятся скалярии, а также такие виды рыб, как некрупные барбусы, которые любят скапливаться возле подобных «нагромождений». Для создания максимального визуального эффекта движения большой стаи необходимо большое количество свободного пространства. Следовательно, для достижения наибольшего успеха в аквадизайне потребуются обширные зоны открытой воды. В аквапейзаж с большим количеством пещер или пустот хорошо может вписаться пара карликовых цихлид: в таком окружении они облюбуют себе участок, который станут использовать в качестве своей территории и места для размножения. Речной стиль аквадизайна с сильным течением воды годится для быстрых, стремительных рыб, например, данио.
СОДЕРЖАНИЕ ВИДОВ
Рыбы визуально расширяют аквапейзаж, создают питательные вещества для растений, но это еще не всё! Зачастую некоторые виды рыб предоставляют дополнительные преимущества для своего окружения: самый яркий пример – это питающиеся водорослями рыбы. Тем не менее, при выборе подобных рыб следует быть очень осторожными: одни из них вырастают до огромных размеров, а другие являются разрушителями и вместо поедания водорослей уничтожают растения. Такие мелкие поедатели водорослей, как отоцинклы, веточные фарловеллы (Farlowella vittata) и некоторые плоскоперые вьюны являются хорошим дополнением для общего аквариума, и хотя сиамская суматранская храмуля (Epalzeorhynchos kalopterus) является достаточной крупной, она прекрасно себя зарекомендовала в качестве потребительницы тех видов водорослей, которые несъедобны для других рыб. Креветки и несколько видов улиток также являются ценными помощниками в поддержании чистоты аквапейзажа; креветки особенно популярны, так как они удаляют водоросли с наиболее нежных видов растений, не причиняя им вреда. Улитки рыхлят субстрат, не позволяя ему уплотняться, и, вопреки распространенному мнению, большинство мелких улиток не питаются здоровыми растениями.
Креветочный пейзаж, с обилием водных растений. (Фото Виктора Лантоса).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда мы считаем рыб неотъемлемой частью аквадизайна, где они одновременно являются визуальными элементами, средством производства питательных веществ и помощниками в поддержании чистоты дисплея, становится понятно, что при создании долговременного аквапейзажа они играют ключевую роль. В свою очередь хороший аквапейзаж дает рыбам приют, пищу, улучшает качество воды, и является при этом тем безопасным и привычным окружением, где рыбы могут проявлять свое природное поведение. Рыбы чувствуют себя прекрасно при хорошем аквапейзаже, но тот не будет цельным без тщательно продуманного рыбного пейзажа.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Reference: Peter Hiscock – “Aquascaping Technique - Fishscaping” – “Tropical Habitat” Publication