Розничный интернет-магазин
Огромный выбор товаров для
аквариумистики и животных по лучшим ценам. Оптовым покупателям

СОВРЕМЕННЫЙ АКВАСКЕЙПИНГ - ДИЗАЙН АКВАРИУМА

(ознакомиться со второй частью)

Пример аквасейпинга

Любой опытный аквариумист знает о том, что подводный ландшафт - это один из ключевых факторов, напрямую влияющий на здоровье рыб. Одинокая тетра, живущая в скудно декорированном аквариуме с ярким грунтом, как правило, вскоре заболевает и умирает. Однако та же тетра, ставшая членом стаи в большом густо засаженном растениями аквариуме с тенистыми местами для отдыха, быстро растет и хорошо себя чувствует. Подобные наблюдения привели к объединению таких понятий, как аквариумное рыбоводство и аквадизайн.

Хотя слово «аквадизайн» достаточно часто стало встречаться в русском лексиконе, его не увидишь в широко известной книге Михаила Ильина «Аквариумное рыбоводство», напечатанной в 1977 году. Не появлялось оно и в словарях русского языка. Вероятно, это наглядный пример того, насколько далеко продвинулась аквариумистика за последние годы. Сорок лет назад аквариумы освещались обычными лампами накаливания, а тридцать лет назад появились первые «высокотехнологичные» терморегуляторы, объединенные с нагревателем. Двадцать лет назад на «птичьих рынках» стали изредка появляться коряги и красивые камни, которые можно было использовать в качестве аквариумного интерьера.

Последнее десятилетие стало периодом расцвета технологий фильтрации и аквариумного освещения, изменений в экономике и средствах коммуникаций, благодаря которым у аквариумистов появился широкий выбор растений и других материалов, которые так или иначе можно использовать в аквадизайне. Владельцы рыбок теперь могут заниматься декорированием своих аквариумов в полном объеме, давая волю своим фантазиям и воображению.

В настоящее время последние достижения аквадизайна переросли увлечение, охватывающее простое воссозданию природных условий, и позволило развиться ему в некую форму искусства. Резко возросла популярность так называемого аквадизайнерского стиля – «натуральный аквариум», где природные пейзажи буквально завораживают своей красотой. Стали появляться различные клубы и онлайн-форумы, так или иначе связанные с аквадизайном. По мере того как разрабатывались новые технические приемы и все больше аквариумистов вдохновлялось творчеством друг друга, в главное направление аквариумного рыбоводства стала просачиваться техническая информация, а вместе с ней поделки и оборудование. Если научно-технический прогресс в этой области будет развиваться такими же темпами, возможно уже через 10 лет появится все необходимые элементы, чтобы с минимальными затратами создавать красивые, удобные для эксплуатации аквариумы.

Как бы то ни было, теперь мы имеем возможность любоваться своим аквариумом и получать удовольствие от творческого процесса, а наши рыбы вознаграждают нас крепким здоровьем  и естественным поведением.

АКВАДИЗАЙНЕРСКИЙ СТИЛЬ «ИВАГУМИ»

аквадизайн ивагуми

Одним из самых эффектных и простых стилей аквадизайна, считается «ивагуми». Это японский термин, который свободно можно перевести как «композиция из камней для сада». Его основной принцип – это использование камней в качестве основного твердого материала, а их расположение - в качестве несущей конструкции для окружающих растений. Хотя аквариумисты занимаются этим уже в течение многих лет, только недавно с расцветом аквадизайна и под влиянием японских направлений декоративного садоводства у нас появились соответствующие рекомендации, чтобы описать эту методику.

Могут ли камни, расположенные в определенном порядке, являться стилем?

камни в дизайне аквариума

Наряду с большим выбором камней, субстратов и оборудования, которые появились на рынке зоотоваров, влияние японской культуры декоративного садоводства (где цель - создание миниатюрного пейзажа) на развитие аквадизайна возросло за счет публикаций каталогов с экспозицией наиболее шикарных аквариумов. Многие из этих наиболее красивых и эффектных дисплеев ориентированы на использовании лишь одних декоративных каменистых горок и растений. Они имеют между собой много общего. Определенное положение, размер и форма -  это ключи к стилю «ивагуми». Руководящие принципы, выкристаллизованные в процессе развития направления, определили различие между случайным дисплеем и красивым пейзажем. Циники могут сказать, что это всего лишь букет или камни, но на самом деле любой красивый аквапейзаж является результатом тщательного планирования.

Что подразумевают названия?

Японские названия каждого камня имеют особые значения, и имеют некоторое отношение к Будде, а также двум его помощникам, хотя в ивагуми названия имеют четыре камня. Основной камень и фокусная точка - это «ойяши», меньший по размеру второй камень – «фукуиши», и третий камень – «соаши». Четвертый камень «сютайши» считается жертвенным, и этот термин может быть использован для любого количества камней, идущих по порядку после главных трех. Тем, кто придает большое значение названиям, полезно будет узнать, что установка в определенное положение камней должно символизировать восхищение Будды, но если мы занимаемся аквариумным декорированием, нас не должна особо сильно волновать философская интерпретация.

Будда в аквариум купить с доставкой в магазине marlin-shop.ru>>

Санзон ивагуми

Самая простая и возможно наиболее эффектная разновидность ивагуми - это «санзон ивагуми», которая использует всего лишь один большой и два небольших камня. Такие камни можно приобристе и внашем магазине в разделе живые камни для аквариума. Типичная планировка санзон ивагуми берет свое начало с более крупного камня, расположенного ближе к задней стенке аквариума и немного смещенного относительно центра. Почти все аквапейзажи смотрятся более натурально и сильнее притягивают взгляд, если основной фокус композиции смещен относительно центра. Неплохой подсказкой является «правило двух третей», использование которого предлагает разделить аквариум с помощью двух горизонтальных и двух вертикальных линий, чтобы в итоге получить девять секций: там, где линии пересекаются, находятся фокусные точки «двух третей». В идеале главный камень должен составлять две трети от длины, ширины и высоты аквариума. Центральный камень обычно смотрится наиболее эффектно, если он имеет откос под углом к поверхности, направляя взгляд зрителя по некой траектории вверх и обеспечивая тем самым более естественное окружение. Следом за центральным, размещаются два других камня, но уже спереди. И опять желательно, чтобы они располагались так, чтобы иметь наклон, на сей раз, как будто указывающий на главный камень.

ландшафтный аквадизайн

Как только камни окажутся на отведенных им местах, можно использовать субстрат, чтобы засыпать прогалины и создать грядки для растений. Велик соблазн создать с помощью субстрата всевозможные холмы, склоны и откосы, но следует иметь в виду, что все линии рельефа должны быть плавными. Камни – это строение или скелет дисплея, и субстрат (вместе с растениями) должен растекаться вокруг них естественным образом. Субстрат лучше всего расположить равномерно, чтобы он доходил до переднего стекла, и образовывал наносы в промежутках между камней. Как правило, затем можно использовать низко растущие ковровые растения, например, хемиантус (Hemianthus) или глоссостигму (Glossostigma), чтобы они окружали камни и покрывали склоны между ними.

Черпаем вдохновение из природы

Приверженцы стиля «санзон ивагуми» на личном опыте убедились в том, что тщательное планирование нескольких объектов может научить многому, после чего можно с относительной непринужденностью создавать вполне приличные аквапейзажи, используя только этот метод. Если есть желание попробовать что-то немного более художественное, можно расширить каменистый ландшафт, чтобы включать в него любое количество второстепенных камней. Прежде чем углубляться в творческие аквадизайнерские поиски «ивагуми», важно уже иметь наготове определенную задумку или тему, на которой можно сфокусироваться.

Термин «природный аквариум» происходит не столько от использования природных материалов, сколько от создания «природных пейзажей». Некоторые лучшие аквапейзажи-ивагуми напоминают скалистые горы, долины, каньоны, сады бонсай, русла рек и даже водопады. В поисках вдохновения  можно взглянуть на другие аквапейзажи, добавляя в них что-то свое, и черпая идеи из природного окружения,  фотографий пейзажей или даже известных природных и архитектурных достопримечательностей.

 

 

Бонсай ивагуми

Бонсай ивагуми

Бонсай – это деревья и растения, которые выращивают в кадках и горшках таким образом, чтобы они выглядели максимально красиво, то есть еще красивее, чем в самой природе. Это целое искусство, которое имеет много почитателей во всем мире.  В древней Японии бонсай могли позволить себе только аристократы, священники и другие высокопоставленные богатые люди. В наши дни выращивание бонсай – это увлечение, которым занимаются многие люди. Оно расценивается как важная часть культурного и художественного  наследия Японии, впитавшего свою историю, национальную атмосферу и любовь людей к дикой природе. В бонсай используются все виды деревьев и кустарников. Обычно - это любые растения, которые можно выращивать в небольшом горшке или кадке, среди которых наиболее популярными разновидностями являются сосны. Помимо сосен в качестве бонсай выращивают клены, листья которых осенью меняют свою окраску; цветущие деревья, например, вишню и сливу; плодовые деревья, например, айву и хурму. За пределами Японии обычно используют те разновидности, которые лучше всего подходят для местного климата. Эти деревья могут достигать высотой одного метра, или быть такими маленькими, чтобы легко разместиться на ладони. В мире аквадизайна Япония занимает центральное место, поэтому не удивительно, что бонсай в аквариуме также нашли свое применение. В стиле «ивагуми» дерево бонсай используется в районе основного камня. Хотя здесь имеется одна проблема: деревья бонсай в воде не растут. Поэтому вместо них аквадизайнеры используют их «подводные» аналоги, изготовленные из натуральных и искусственных материалов.

В наших последующих статьях  мы попробуем детально рассмотреть стили аквадизайна, его методики и материалы. Черпая вдохновение из великолепных аквапейзажей, мы подумаем о том, чего можно достигнуть, затратив лишь небольшое количество времени и усилий.

(Продолжение следует)

Reference: Peter Hiscock – “Aquascaping: Style, Technique, Material” – “Tropical Habitat” Publication